Записей не найдено.
ВОДА, ЗАКОН И ВИЛЫ...
Журнал "Салонъ Недвижимости" август 2006
____________________________________________
Водный кодекс РФ был принят в 1995 году, и уже через 11 лет жизнь высветила ряд недостатков этого документа. Новую редакцию Водного кодекса Государственная дума приняла 12 апреля 2006 года.
Законодатели постарались устранить выявленные недоработки. С 1 января 2007 года начнет действовать новый ВК, и вместе с этим принципиально изменятся подходы к регулированию вопросов использования водных объектов страны. Как именно и что это означает для рядового гражданина? Об этом – Андрей Студенецкий, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Андрей Студенецкий и партнеры»
Споры, разгоревшиеся относительно ряда существенных положений Новой редакции Водного кодекса дают основание полагать, что и новая редакция претерпит в недалеком будущем значительные изменения, однако руководствуясь постулатом, что нет старых и новых законов, а есть действующие и недействующие, попробуем проанализировать некоторые аспекты Водного Кодекса в той редакции, которая вступит в силу с 1 января будущего года.
Причиной принятия новой редакции Водного Кодекса послужило справедливое желание законодателей устранить противоречия действующего кодекса с нормами международного права, изменившимися нормами российского законодательства, более полно развить основные нормы Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства в области регулирования водных отношения в Российской Федерации.
Несмотря на то, что принятый закон именуется новой редакцией действующего Кодекса, некоторые его новации являются настолько значимыми, что вполне можно говорить об изменении принципиальных подходов к регулированию вопросов использования водных объектов.
Новая редакция Водного кодекса относит подавляющее число водных объектов к неделимой собственности Российской Федерации. Данный подход представляется весьма разумным и вряд ли может быть отнесен к наметавшейся тенденции ограничения прав субъектов федерации и муниципальных образований в пользу федерального центра. Водные объекты, наряду с другими природными ресурсами, в соответствии с Конституцией, отнесены к ресурсам, составляющим основу жизни. Региональные и клановые интересы не должны влиять на стратегические ресурсы всего народа в целом и народов, проживающих на конкретной территории в частности.
Основными терминами, определяющими объекты регулирования нового Кодекса можно назвать такие понятия как речной бассейн и бассейновый округ. Все водные объекты России отнесены к 20 бассейновым округам: Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печорский, Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Ленский, Анадыро-Колымский и Амурский.
В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов будут созданы бассейновые советы, к компетенции которых отнесена разработка рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.
Бассейновый подход, получивший развитие в рассматриваемом законе, исходит из особенностей формирования водных объектов. Речной бассейн, в соответствии со ст. 1 Водного кодекса, определяется как территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро. Очевидно, что за небольшим исключением, к которым следует отнести обособленные водные объекты и большие субъекты Российской Федерации, полностью охватывающие бассейны рек, последние располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации и что разграничение прав между субъектами Федерации принесет скорее вред, чем пользу.
Решением данного вопроса стало отнесение всех водных объектов к собственности Российской Федерации. Без исключений данное правило не обошлось. В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица может находиться пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности указанным категориям лиц.
Итак, переходя в практическое русло наших изысканий можно отметить, что хоть небольшим водным объектом в виде пруда, каждый из нас владеть может. И не просто владеть, а как собственник владеть, пользоваться и распоряжаться. Распоряжение, напомню, кроме прочего, предполагает право отчуждать, т.е. продавать, дарить, завещать, менять и т.п. Разумеется невозможно продать пруд сам по себе. Но это легко можно сделать продав водный объект вместе с земельным участком, в границах которого он расположен.
Какими еще правами, касаемыми водопользования, наделен гражданин или организация в свете нового Водного кодекса?
Остановимся на некоторых из них. На мой взгляд, наиболее востребованных и вызывающих наибольшей интерес.
Ну, во-первых, это право пользования водными объектами общего пользования. К таким объектам отнесены поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Каждый гражданин (права лиц без гражданства в очередной раз нарушены) вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Для общего пользования предназначена и береговая полоса водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы определена в Кодексе как двадцать метров от береговой линии (ширина береговой полосы для каналов и рек, протяженностью мене 10 километров, определена в пять метров). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Новая редакция Водного кодекса предусматривает три варианта получения права на пользование водными объектами: на основании договора; на основании решения; без договора и без решения.
Вариант первый. На основании договора.
На основании договора, как правило, на возмездной основе, водопользование предоставляется для:
1) забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Вариант второй. На основании решения.
На основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;
5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава леса в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Закон прямо не предусматривает, на возмездной или безвозмездной основе предоставляется по решению компетентного органа в пользование водный объект, однако из существа цели предоставления права пользования, можно предположить, что возможны оба варианта.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий
Вариант третий. Без договора и решений.
По третьему варианту водный объект предоставляется в пользование без санкции собственника, но, как и в предыдущих случаях, с требованием соблюдения норм охраны окружающей среды. Без государева соизволения можно пользоваться водными объектами для:
1) судоходства, плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод.
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуации и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) воспроизводства водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, рыбоводства, охоты;
11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в водных объектах общего пользования (см. выше).
Беглый анализ изложенного уже вызывает много вопросов. Например, как быть с организованным отдыхом граждан не являющихся детьми, ветеранами и инвалидами (по аналогии с п. 11 первого варианта)? Но, как мы договаривались ранее, закон справедлив не тем, что он справедлив, а тем, что он закон. По поводу доработанности и устойчивости новой редакции Кодекса вы вправе судить сами. А экспертом будет время и мы с вами.
Что еще интересного для рядового гражданина несет в себе новый кодекс?
В отличие от прежней редакции, которая на откуп Правительства РФ отдала на ряду с прочим определение ширины водоохранных зон водных объектов, в новой редакции Кодекса прямо указано что есть водоохранная зона и какова её ширина. В соответствии со ст. 64 нового Кодекса, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища устанавливается в размере пятидесяти метров от береговой линии.
На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Понятие водоохраной зоны, вопреки распространенному заблуждению, не исключает строительство или эксплуатацию объектов недвижимости. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов недвижимости при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При подготовке этого материала мне пришлось ознакомиться со многими документами, включая отзывы субъектов Российской Федерации на проект новой редакции Водного Кодекса. Некоторые замечания были устранены в процессе законотворческой работы, однако много противоречий повисло в воздухе. Тем не менее, как говаривали в недавнем прошлом – процесс пошел.
Что понравилось в новой редакции Водного Кодекса? Видны попытки урегулировать ряд принципиально важных правоотношений без отсылке к иным, часто подзаконным (не путать с незаконными) актам. Это и приведенное выше регулирования ширины водоохранных зон, и определение собственности обособленного водного объекта без кивков на решение исполнительных органов власти.
Маленький шажок в сторону цивилизованного подхода к регулированию отношений человек-природа, где нашлось место и интересам природы и правам человека, всё же сделан.